Переученные клетки-киллеры.
Волчанкой той или иной формы болеют около пяти миллионов человек во всем мире. Волчанка может поражать любой орган — а значит, пациентов нельзя лечить «по шаблону», как и большинство других аутоиммунных заболеваний.
Причины заболевания не до конца понятны специалистам. Ученые предполагают, что спровоцировать волчанку могут вирусы, лекарства, а также изменения в организме во время полового созревания и менопаузы.
Иногда болезнь возникает из-за действия адаптивной гуморальной иммунной системы — когда так называемые B-лимфоциты начинают атаковать ткани собственного организма. Лечение предполагает уничтожение таких B-клеток. Раньше так еще боролись с раком крови. Для этого разработали мощное инновационное средство — CAR-T-клеточную терапию. Название состоит из двух частей: chimeric antigen receptor, то есть химерный антиген рецептора, и T-лимфоцит. Действующее вещество — не лекарство, а живые клетки.
В ходе терапии из организма пациента берут здоровые лимфоциты и генетически модифицируют в пробирке. С помощью специального механизма в них вставляют особый ген. Затем «переученный» Т-лимфоцит возвращают в организм больного, где он начинает уничтожать опухолевые клетки.
Исследование, результаты которого опубликованы в Nature Medicine, показало эффективность метода CAR-T и против волчанки.
- Пациенты смогли отказаться от приема тяжелых лекарств на срок от пяти до 17 месяцев.
- У всех пациентов волчанка поразила несколько органов. Но после терапии симптомы исчезли.
- Лечение пациенты переносили хорошо.
- Анализы крови показали, что примерно через четыре месяца В-клетки восстановились и больше не производили аномальные антитела.
Панацея?
Авторы статьи рассуждают, что такого же эффекта с помощью CAR-T-клеточной терапии можно добиться и в борьбе с другими аутоиммунными заболеваниями (например рассеянным склерозом или артритом). Но, по мнению иммунологов, терапию рано считать панацеей от болезней, связанных с «самоуничтожением» организма.
«Нам продемонстрировали скорее пилотный проект. Нужны более-менее полноценные клинические исследования, которые показали бы чистый эффект. Но уже ясно, что перспективы очень хорошие», — говорит генеральный директор контрактно-исследовательской компании «КЭГ» иммунолог Николай Крючков.
Он поясняет, что, применяя обычные лекарства — гормоны и антиметаболиты, мы бьем по цели из «пушек». Это сильно травмирует организм изнутри.
«Более точечные препараты разработать сложнее, нужно учитывать много нюансов. Под волчанкой мы понимаем некий комплекс близких заболеваний, а значит, есть индивидуальные особенности. Такая терапия не подойдет всем пациентам. Но даже если она поможет хотя бы четверти, это будет огромный прорыв», — поясняет Крючков.
У CAR-T-клеточной терапии есть несколько недостатков:
- Это сложная и крайне дорогостоящая технология.
- Кроме того, она мало изучена.
- А значит, есть потенциальная опасность высокой онкогенности и неожиданных реакций со стороны иммунной системы.
Клеточная терапия — новое направление, и ее широкое использование уже приводило к негативным последствиям.
Однако иммунологи оптимистично оценивают будущее CAR-T-терапии. Эту технологию развивают несколько стран, ученые видят в ней перспективы в борьбе с онкологией, аутоиммунными и инфекционными заболеваниями, а также со старением.
«Главное, что направление уже нащупали, а значит, прорывы будут. Тем более что CAR-T-терапия — не единственный перспективный способ лечения болезней, связанных с нарушением работы иммунитета. Большие надежды медики возлагают на биологические лекарственные препараты, генную терапию, биомедицинские клеточные продукты», — отмечает Крючков.
По его словам, действенная методика лечения аутоиммунных заболеваний может появиться в ближайшие десять лет.